Skip to content
 

Ступени медитации

«Жизнь милостива к нам,
в любой момент дает нам шанс начать
все с начала.»
Густав Майринк
 
  Прежде чем перейти к рассмотрению техники медитации, необходим хотя бы краткий обзор той плоскости человеческого существа, на ко­торой, если так можно выразиться, происходит процесс медитации. Процесс этот начинается на ментальном уров­не. Все построения, приемы, методики и комплексы формируются во внутреннем мире человека сознанием. Поэтому вначале надо познакомиться с теми уровнями сознания, на которых действует человек. В классической философии Востока сознание, или «Я» че­ловека, действует в ментальном мире на трех уровнях:
  1. это уро­вень инстинктов, или подсознания,
  2. затем уровень интеллекта, или сознания, и
  3. третий уровень, на котором обычный человек еще не пробудился, это уровень Сверхсознательный.
Инстинкт, или инстинктивный ум, — это уровень, обычно не контролируемый человеком. Здесь все происходит автоматически. Это функции тела, рост и восстановление тканей, голод, жажда, пищеварение, выделение, реакции на внешние воздействия, прак­тически вся деятельность на уровне соматики тела.

 

Далее, под­сознание ведает целым складом наследственных качеств, привы­чек, подражаний, внушений и многим другим. Практически все виды безумия и мудрости находятся на этом уровне. Подсозна­тельный ум выполняет работу, которую не в состоянии исполнять интеллект. Например, когда человек обучается какой-нибудь ра­боте, он ее анализирует, все стадии процесса проходят через со­знание и затем передаются подсознанию, и оно моментально на­чинает выполнять все, чему его обучил интеллект. В такой ком­бинации подсознание находится как бы в гипнотической зависи­мости от интеллекта. Поэтому любые построения интеллекта, его мыслеобразы, энерго-информационные программы, инстинкт повторяет на своей территории практически мгновенно. В результате этого за многие годы эволюции человека на уровне подсознания накопились качества, ненужные на данном этапе человеку. Сте­реотипы поведения, ненависть, злоба, ревность, зависть и тому подобное имеют свои корни именно на территории подсознания.

Поэтому человек, начинающий анализировать свой инстинкт, находит здесь причину всех своих эмоций, страстей, стремлений и желаний. Только узнав этот пласт, человек в состоянии подчи­нить его себе, но никак не раньше. Инстинктивный уровень — это ступень человеческого развития, его надо подчинить себе, но ни в коем случае не уничтожать. Уничтожение этой ступени приво­дит к уничтожению Лестницы эволюции. Все качества и способ­ности подсознательного пласта следует трансформировать, пере­плавить, в результате чего они станут строительным материалом для следующей ступени — Интеллектуальному уровню человека.
На теперешнем уровне инстинктивный пласт сознания, или ин­стинктивный ум, достиг в человеческой биологической машине своего высшего расцвета. В дальнейшем эволюция инстинкта, если можно так выразиться, может происходить только в рамках и под контролем интеллектуального ума.
Сделав небольшое отступление от темы, нам следует ввести для удобства определенную терминологию. Например, действие сознания на уровне инстинктивного пласта назовем деятельностью инстинкта, на интеллектуальном плане — интеллектом, находя же свое выражение на духовном уровне; человеческое «Я» приобре­тает сверхсознательный, духовный ум или, иначе Сверхсознание.

Вернувшись к инстинкту, надо сказать, что он может, в прин­ципе, проконструировать в Человеческом теле все уникальные способности биологического мира. Способности, свойственный соб­ственному организму, инстинкт проявляет автоматически, а каче­ства других биологических машин или систем он моделирует толь­ко под контролем интеллекта. Например, китайская гимнастика «Игры зверей» есть, по сути, система, используя которую, человек во время исполнения определенных упражнений формирует в сво­ем теле энергетические состояния, возникающие у животного в различных ситуациях его жизни. Выполняя, например, движения тигра или медведя, человек, контролируя на уровне интеллекта инстинкт и экстрасенсорику, используя единое информационное поле Ноосферы, моделирует и развивает в своем организме те параномальные способности, которые данное животное сформировало в процессе длительной эволюции.

Далее, человек на уровне интеллекта сформировал науку би­онику, в рамках которой, изучая и копируя природу (или, точнее сказать, то, что в биологическом мире развито под контролем Ин­стинкта), он привнес в окружающий мир множество изобретений. К примеру, строение соломинки злаковых — это железобетонные трубчатые конструкции, строение костей и суставов — шарниры и опорные механизмы машин. Форма тела животных — это корпусы кораблей и самолетов, функции тела животных — ультразвуковой локатор, реактивные и водометные двигатели и многое другое. Здесь же надо отметить, что спонтанное раскрытие экстрасен­сорных качеств еще не говорит о высокой духовности человека. Корни экстрасенсорики обнаруживаются на уровне инстинкта. Все животные в той или иной мере обладают сверхчувствительным восприятием, но пользуются им только в рамках физического и астрального мира. В отличие от животных, только человек, ис­пользуя интеллект, способен сконцентрировать восприятие на объ­екты физического и вышестоящих миров, а также на абстрактные понятия, в результате чего он сознательно начинает черпать мно­гоплановую информацию о Вселенной.
На уровне интеллекта человек начинает анализировать внеш­ний и внутренний мир на качественно новом уровне. Следует под­черкнуть, что если инстинкт относится к интеллекту как ноль к бесконечности, то и интеллект таким образом относится к Сверх­сознанию. На интеллектуальном уровне человек выходит из-под контроля так называемого «коллективного бессознательного» уров­ня существования. Человек начинает анализировать себя как лич­ность, свое собственное «Я». У него развивается творческая, динамичная воля. Здесь же формируются системы фиксирования ин­формации — это язык и письменность, а также музыка, живопись и другие формы искусства. Творчество человека, развиваясь ко­личественно и качественно, дает возможность человеку осваивать ментальный мир. Просыпаясь в ментальном мире, Человек при­обретает способности создавать объемные мыслеобразы, эйдосы, программировать свою судьбу. Здесь происходит формирование групповых мыслеформ, чувственных энергополей, что в совокупности формирует Эгрегорные системы, которые входят в состав так называемой Ноосферы.
На интеллектуальном уровне, развив способности к сосредото­чению умственных сил, образному мышлению и подчинив себе внутренний психический мир, человек осваивает и развивает при­емы медитативной практики.
Используя медитацию, человек выходит на уровень Сверхсоз­нания, просыпается и начинает активно жить в более высших, многоплановых мирах. Он начинает ощущать себя личностью, жи­вущей во многих измерениях Вселенной, начинает осознавать бес­смертие собственного «Я», развиваясь, движется вверх по лестнице знания, достигая все больших высот на пути Эволюции Духа, или познания собственного «Я», что в принципе тождественно.
Переходя непосредственно к медитативным упражнениям, нам придется сделать краткий обзор некоторых состояний, в которых, согласно восточной философии, существуют объекты во Вселенной.
В древности на Востоке появилось фундаментальное учение о трех Гунах, или энергетических состояниях, в которых находятся все объекты во Вселенной. Состояния эти назывались Тамас, Раджас и Саттва.
  • Состояние Тамас обозначает инертность, оно ха­рактеризуется заторможенностью всех энергетических процессов внутри объекта. Неподвижность, стабильность внутри объекта, от­сутствие взаимодействия с другими объектами окружающего мира — это Тамас. Например, а состоянии Тамас находятся горы, скалы, камни, лед, вода в стоячем водоеме и т.д. Все инертное, неизменное, бездействующее — это все Тамас.
  • Раджас обозначает активность, динамизм. Присутствие Гуны Раджас в энергетическом состоянии объекта обусловлено активностью, мобильностью протекающих внутри объекта процессов. Состояние Раджас — это еще стихия огня в своем проявленном со­стоянии. Циркуляция энергии, химические реакции, изменение энергетического потенциала внутри объекта, взаимодействие с внешним миром — все это проявление Гуны Раджас. Например, течение рек, извержение вулканов, грозы, ураганы и т.д., все это есть проявление в природных стихиях состояния Раджаса. В живой природе состояние Раджаса — это рост и восстановление тканей, все процессы пищеварения, обмена веществ,  передача нервных импульсов, активный информационный обмен на экстрасенсорном уровне и многое другое.
  • Состояние Саттва есть состояние, которое более применимо к психическому миру. В природе это состояние обусловлено равно­весием между активностью и инертностью. Редкое промежуточное состояние между Раджасом и Тамасом, в неживой природе обычно переходит либо в активность энергетических процессов, либо в инертность.
Все эти силы, или состояния, присутствуют в объектах окру­жающего мира. Они могут активизироваться внутри объекта, ус­тупать место друг другу, но полностью они никогда не исчезают.
Пока существует Вселенная и объекты в ней, эти силы находятся в вечном круговороте, взаимодействии между собой, в результате чего материальные объекты воздействуют друг на друга под кон­тролем доминирующей Гуны. Иными словами, объекты приобре­тают определенные физические, энергетические и информацион­ные свойства, которые определяют в дальнейшем судьбу объекта в окружающем мире. Надо отметить, что в Китае, в частности, в Даосизме, эти понятия выражаются в известной философии Пу­ти Дао, или Великого Пути.
Говоря современным языком, Дао это существование объектов в рамках вышеуказанных Гун. Различие лишь в том, что в Да­осской философии эти понятия выражаются так называемыми триграммами.
Триграммы — это обозначения, состоящие из прямых или прерывистых линий, которыми обозначают внутреннее энер­гетическое состояние объектов. Непрерывные линии означают на­личие внутри объекта Яньского, солнечного, мужского, или дина­мического, начала, прерывистые линии указывают на наличие
Иньского, лунного, женского, или инертного, состояния:
ТРИГРАММЫ
Яньское начало в Даосизме соответствует состоянию Раджас, Иньское начало — Тамас, инертность. Между этими двумя силами существуют извечно меняющиеся сочетания. В определенной ком­бинации этих сил рождается промежуточное состояние, которое соответствует Саттве — гармонии, или состоянию Дао. Энергети­ческие, информационные изменения объектов есть путь Великих Перемен, или Путь Дао. Этим путем следуют все объекты во Все­ленной. Движение звезд, планет, внутренняя жизнь Солнца и Земли, существование растений, животных и человека, все это различные проявления Пути Дао. Согласно Даосской философии человек, постигший закон перемен, приобретает неограниченные знания и неограниченную власть над миром.
Индийская и Даосская йога в равной мере признают тот факт, что сознание человека, которое по сути тоже объект, подвержено воздействию Гун. Взаимодействуя между собой, Гуны формируют в психике человека изменчивые состояния. Человек, занявшийся развитием и подчинением себе тела и психики, вынужден будет
изучить и обуздать деятельность изменчивых Гун внутри своего организма.
Если в психике человека преобладает состояние Тамас, то он становится ленивым, инертным, сонливым и т.д. Преобладание со­стояния Раджас дает психике активность, динамичность, но в то же время сознание и мысли не находятся у человека под должным контролем. Когда же в психике человека доминирует состояние Саттвы, то сознание человека находится в ясном, спокойном и гармоничном состоянии. Это достигается тем, что изучив, почув­ствовав внутреннее состояние Тамаса, ученик берет его под свой контроль и затем трансформирует в состояние Раджас. Подчинив себе Раджас, ученик превращает его в Саттву. Благодаря этому ментальный, а за ним астральный и физический уровни человека будут пребывать в особом «динамично-спокойном» состоянии, в ре­зультате чего возможны занятия Медитацией. Когда ментальный мир человека находится в равновесии, тогда и внутренняя энер­гетика, и жизнь физического тела находится в гармонии. Это дает человеку крепкое здоровье, ясность мышления и т.д. Лишь на этом этапе существования человека возникает база для занятий медитацией. Контроль над этими состояниями психики достигается специ­альными упражнениями, объединенными в три ступени — Пратьяхару, Дхарану и Дхиану.
В соответствии с традициями Раджа-йоги изучение психиче­ских упражнений начинается с Пратьяхары. Название дословно переводится с санскрита как «отвлечение ума от органов чувств».
В результате упражнений этой ступени ум, отвязавшись от бес­покойной ассоциации чередующихся мыслеобразов, прекращает на них реагировать и весь организм человека приходит в гармонию.
Упражнения этой ступени дают удивительный отдых сознанию и телу человека, который никаким другим образом получить невоз­можно.
Результатом этих упражнений является то, что, отпустив свои мысли и отвязавшись от них, человек формирует у себя определенное поле внимания, благодаря которому он может формировать мыслеобразы, необходимые при концентрации. Затем сформиро­ванное и взятое под контроль поле внимания может направляться на любой объект как внешнего, так и внутреннего мира. В ре­зультате происходит достижение шестой ступени йоги, концент­рации, за которой следует ступень медитации.
Теперь мы подошли непосредственно к упражнениям. В клас­сическом варианте Пратьяхара состоит из трех упражнений, объ­единенных под названием «Погружение в пустоту».
Первое упражнение называется «Мысленный поток».
Для его выполнения следует принять удобное положение, например, сесть в позу лотос, или просто в кресло, или же лечь. Расслабиться, успокоиться и слегка прогреть тело. Затем успокоить дыхание, до­ведя его до ритмического, такого, когда вдох и выдох имеют оди­наковую длину. Если ритмическое дыхание вначале получается плохо, то им следует заняться отдельно.
Успокоив дыхание, начинайте наблюдать за собственными мыс­лями как бы со стороны. Мысли непрерывным потоком потекут перед вашим внутренним взором. В этом упражнении самое глав­ное не применять никаких усилий, не пытаться разорвать ЦЕПЬ ассоциаций. Не старайтесь направить ваши мысли в определенное русло, просто будьте сторонним наблюдателем. Вы увидите, как перед вами пройдут невероятные комбинации образов. Некоторые будут настолько неприятными, что невольно будут вызывать у вас отвращение. Иные образы вызовут у вас негодование на самого себя. В некоторых случаях они будут вызывать приятные эмоции.
Вы можете почувствовать удовольствие от приятных для вас кар­тин. Но как только вы проявите эмоциональную реакцию, значит, вы дали волю чувствам и начали реагировать, а это уже ошибка.
Вернитесь в прежнее, отрешенное состояние и спокойно, как бы со снисходительной улыбкой, смотрите на мысли, мелькающие в вашем мозгу. Будьте их сторонним наблюдателем. Искусственно не создавайте новых мыслей, только наблюдайте за тем, что про­исходит. На определенном этапе этого упражнения, достигнув не­которого совершенства, заставьте мысленный поток течь медлен­ней.

 Каждый день во время упражнений замедляйте мысленный поток, ощущая свою власть над ним. Со временем вы настолько освоитесь в этом упражнении, что будете в состоянии почти ос­тановить поток мыслей. Но не следует форсировать события, полная остановка мысленного потока — это следующий этап. На пер­вой стадии можно лишь добавить прием просматривания мыслен­ного потока назад. Заставьте двигаться всю цепь ассоциаций в об­ратном направлении, вернувшись в ту точку, с которой вы начали просмотр. На этом обыкновенно и заканчивается первый этап, или первое упражнение.

Обычно в упражнениях этой ступени нет определенных соче­таний, ассоциаций мыслеобразов. Размышлять можно о чем угод­но, вниманию следует разрешить двигаться в любом направлении, оперировать с любыми образами, идеями, переживаниями из про­шлого, настоящего и воображаемого будущего.
Ниже приводится примерная форма первого упражнения, один из бесчисленных вариантов, которые можно использовать по сво­ему усмотрению.
Итак, один из вариантов упражнения «Мысленный поток». Ис­ходное положение сидя в кресле. Ваше внимание задерживается на книге, лежащей у вас на столе. Внешняя форма книги, цвет обложки, размеры напоминают вам другую книгу, которую вы чи­тали с упоением много лет назад. Вы вспоминаете название кни­ги, это «Остров сокровищ». Перед вашим мысленным взором воз­никают картины из жизни пиратов, вы сами как бы присутствуете на корабле. В воображении возникает плывущий корабль, свежий ветер, паруса, далее могут возникнуть, например, картины кораб­ля, раскачиваемого на ветру. Ветер переходит в шторм, корабль терпит крушение, вы видите картину гибели корабля, сами уча­ствуете в ней, т.е. вы падаете за борт и на вас сверху падают обломки корабля, доски, веревки, обшивка корпуса и т.д. В мо­мент падения с корабля у вас может возникнуть ответная реак­ция, чувство страха. Но вы должны помнить, что это всего лишь игра ума, вы должны быть в отрешенном состоянии, ни в коем случае не участником событий, а только сторонним наблюдателем.
Полная отрешенность от событий и только спокойное наблюдение.

Далее вы видите упавшие в воду деревянные обломки корабля, доски, бревна, и здесь образ бревна может вызвать у вас момен­тально другую ассоциацию, например, вы увидите поленницу на­колотых дров, которая сложена у забора. Возникает образ дале­кого детства. Вы гостите у своего дедушки в деревне, вот он рядом с вами возле поленницы, вы помогали ему складывать дрова. Здесь у вас может возникнуть чувство радости, приятного спокойствия и т.д. Это, хотя и положительная, но тоже реакция, поэ­тому вы и здесь по возможности должны не реагировать на воз­никающие мыслеобразы. Для вас важнейшим является состояние полной отрешенности.

Продолжая просматривать мысленную цепь, у вас, например, возникает образ вашего дедушки. Лицо освещено солнцем, вы яс­но видите его глаза, нос, усы, затем возникает образ дедушки в костюме пчеловода. Вот вы с ним уже на пасеке. Рядом жужжат пчелы. Здесь может возникнуть чувство страха, боязнь быть ужа­ленным пчелой, поэтому вам следует опять вызвать состояние от­решенности. Вы наблюдаете за пчелами, видите, как одна пчела садится на цветок, цветок этот ромашка, и ваши мыслеобразы резко меняют направление. Вы уже переноситесь в другое место и время, перед вами весенний луг, покрытый ромашками, тепло, ярко светит сол­нце, месяц май. Вы чувствуете приятное состояние, которое тоже следует постараться размыть, отключиться от него, продолжая рассматривать этот весенний луг. Над цветами порхают различные насекомые, бабочки, жуки, и ваше внимание привлекает большой крупный майский жук. Вы его начинаете рассматривать, и здесь как бы «не досмотрев» этого жука, ваше внимание может пере­скочить на большое изображение этого же жука, которое вам до­велось увидеть в школьные годы на плакате во время урока би­ологии. У вас сразу же возникает новый образ. Вы увидите свой класс, почувствуете себя в классе, сидящим за партой. В зависи­мости от того, выучили вы в тот день урок или нет, у вас может возникнуть ответная реакция. Например, если вы не выучили урок, вы как бы заново переживаете неприятное чувство ожида­ния, что вас могут вызвать отвечать урок и т.д. Как только у вас опять будут возникать эмоциональные реакции, вызванные про­ходящими перед вами образами, вы снова должны постараться ус­покоиться, отрешиться от идущих картинок. И так должно про­должаться всякий раз, когда вы начинаете реагировать на мысле­образы.

Продолжая данную ассоциацию мыслей, можно предположить, что ваше внимание от класса перейдет к открытому окну, которое случайно может предстать перед вашим взором. И далее, напри­мер, на школьный стадион, где идет игра в футбол. И вы сразу же мысленно окажитесь на поле, почувствуете себя играющим в футбол..

 

На вас снова «навалятся» эмоциональные реакции, и вам снова придется от них избавляться, пытаясь вызвать у себя со­стояние отрешенности от происходящего. И так снова и снова, до тех пор, пока все ваши образы будут проходить «мимо вас», не задевая вас, не вызывая у вас эмоциональных ответных реакций.

Вот приблизительный поток мыслеобразов, который обычно возникает в вашем сознании во время упражнения. Проявляются самые невероятные комбинации образов, самые, казалось бы, не­ожиданные сочетания, но надо помнить, что все это происходит на ментальном уровне. Если же вы позволили вашим чувствам прореагировать на мыслеобразы, например, испытаете страх прикрушении корабля, или чувство радости, вспоминая лето, прове­денное в детстве в деревне, страх перед пчелами и приятное ощу­щение цветущего луга и т.д., то это значит, вы позволили на ас­тральном уровне проявиться этим воображаемым событиям. Это значит, что упражнение не освоено. Когда вы научитесь на до­пускать у себя ответных реакций на любые, самые невероятные, ассоциации, можно сказать, что это уже первая победа. Вы пол­учите независимость от стереотипов поведения, вы получите ту внутреннюю свободу, которая вызовет у вас легкость, ясность ума, и наверное впервые в жизни вы испытаете настоящий отдых ва­шей психики.
После того, как вы научитесь выполнять достаточно хорошо это упражнение, — а это довольно трудно, потому что перед вашим умственным взором будут проходить мысли, которые я не рискну здесь и описать, — вы можете переходить ко второму упражнению.
Время выполнения упражнения «Мысленный поток», обычно со­ставляет 15-30 минут в день, в течение от 2-3 недель до полугода и больше, потому что все зависит от качества работы и особен­ностей ученика
МЫСЛЕННЫЙ ПОТОК
Сюда следует добавить результаты, которые вы получите вы­полняя это упражнение.
  1. Во-первых, вы почувствуете возможно уже знакомое вам со­стояние полной инертности вашего сознания или состояние Тамаса. Его следует прочувствовать, вжиться в него, а затем только вы сможете в полной мере трансформировать его в активное со­стояние сознания, в Раджас. Не подчинив себе Тамас, невозможно добиться состояния Раджас.
  2. Во-вторых, это упражнение коренным образом будет воздействовать на ваше физическое здоровье.

Происходит это следующим образом. Многие болезни, хронические состояния имеют как правило в подсознании соответствующий негативный образ. Это могут быть результаты травм, повреждений, которые обычно оставляет в пси­хике свой «след». Сюда же можно отнести и психические травмы, которые, среди целителей и знахарей, именуются как «сглаз», «порча» и т.д. Эти мыслеформы очень часто являются ключом к хронической болезни. До тех пор, пока они существуют в мен­тальном плане, существует и негативная информация, а значит существует и болезнь. Работая со своим ментальным миром, отсекаясь от негативных «образно-чувственных» мыслеформ, вы при­дете к особому состоянию, в котором уничтожаются причины мно­гих ваших болезней, как проявленных, так и скрытых, то есть формирующихся.

Но как только исчезает негативная информация — причина, то инстинкт в состоянии запустить механизм самовосстановления. Таким образом уничтожаются все препятствия на пути к выздо­ровлению. Неважно каким образом вы будете его достигать, — фи­зическими упражнениями или лекарственными методами.
Очень часто именно по этой причине усилия врачей при ле­чении больных не дают положительных результатов, так как не устранена энергетическая причина болезни.

Это же можно отнести и к нетрадиционной медицине, когда, целитель или экстрасенс не разобравшись в причине болезни, не добравшись до энерго-информационного каркаса болезни, не осво­бодив психику или ментальный мир больного от негативных на­слоений (что по сути дела является уже работой с Кармой человека), начинает «накачивать» в него энергию обычно размахивая руками или каким-либо иным способом. Опуская детали, следует отметить, что в результате этого экстрасенс как правило повыша­ет потенциал негативных мыслеобразов, вызвавших болезнь и на­ходящихся обычно в психике больного, если так можно выразить­ся, «на поверхности». В итоге вместо ожидаемого исцеления на­ступает прямо противоположный результат. Обыкновенно это по­черк работы «двухнедельных» «экстрасенсов», «колдунов» и «ма­гов», которые еще вчера исповедовали ортодоксальный материа­лизм, а сегодня уже «управляют энергиями Вселенной». Настоя­щий целитель работает совершенно иначе. Сначала он, работая с информационным полем больного, помогает последнему размыть ментальные образы, вызвавшие болезнь, то есть уничтожает Кар­мические образования, затем, зафиксировав психику пациента на положительных состояниях и опираясь на них, как на фундамент, строит процесс выздоровления. Либо целитель объединяет свое энергополе с энергополем пациента, и таким образом, беря на се­бя негативные состояния, больного уничтожает их в собственном биополе, что в принципе могут и делают лишь некоторые высо­коразвитые целители, запуская затем процесс выздоровления.

Итак, освоив упражнение «Мысленный поток», переходим ко второму, которое называется
«Вязкие мысли».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв