Skip to content
 

Шестая ступень йоги

«Все, что вы ищете,
 и что вы испытываете -
абсолютно все — внутри вас.
Если вы хотите изменить что-либо,
вы делаете это внутри, а не снаружи.
Речь идет о полной ответственности.
И не кого винить за вас.»

Ихалеакала Хью Лен

  Шестая ступень йоги — Дхарана (или концен­трация) непосредственно вытекает из правильной практики Пратьяхары. Состредоточение дает человеку способность направлять внимание на внешние или внутренние объекты, в результате чего человек строит в своем, очищенном от посторонних образов, информационном поле энергетические образы объектов, и таким образом происходит полное слияние энергоструктур человека с энер­гоструктурами объекта. Человек, воспринимая эту информацию образно или преимущественно правым полушарием, анализирует и переводит ее на свою систему мышления, или на восприятие через левое полушарие. Окружающий мир начинает восприни­маться иначе, и открываются многие новые грани, которые рань­ше ускользали от восприятия. Таким образом, достигается участие в процессе мышления всего головного мозга. Известно, что чем большее количество нервных связей участвуют в восприятии объ­екта, тем объемнее, многогранее его восприятие или созерцание, что в принципе одно и то же.
Прежде чем перейти к упражнениям шестой ступени йоги, нужно создать определенную установку, или базу. Как мы уже догово­рились в пятой ступени йоги, представим «маленькую рыбку», которая и будет ва­шей точкой восприятия окружающего мира. Рыбка словно плавает в окружающем океане чувств, образов, понятий и т.д. Ваше вни­мание находится в этой рыбке, и вам надо заставить ее плавать в нужном направлении. А приручить ее вы сможете только бла­годаря упражнениям, которые составляют основы подготовитель­ных упражнений шестой ступени йоги.

 Упражнения шестой ступени йоги

Итак, первое упражнение. Сядьте в своей комнате, вниматель­но осмотрите ее, запоминая все мелкие подробности, затем за­кройте глаза и заставьте вашу рыбку-внимание проплыть по всем предметам вашей комнаты, стараясь ничего не пропустить. Затем откройте глаза и проверьте, что ваше внимание пропустило в процессе упражнения. Повторите снова и делайте упражнение до тех пор, пока у вас не получится мысленный просмотр всех вещей и предметов в том порядке, в котором они находятся в комнате. На отработку этого упражнения обычно уходит не менее недели.
Это упражнение можно варьировать. Вы можете подбирать уп­ражнения, по собственному вкусу и настроению. Ниже предлага­ется еще одно упражнение из этой же серии.

 

Второе упражнение. Заставьте пропутешествовать вашу рыбку-внимание по какому-либо хорошо знакомому вам маршруту. На­пример, по дороге из дома на работу. Если ваше внимание уходит с маршрута, возвращайтесь на то же место и мысленно проходите весь маршрут заново, пока не сможете легко выполнять это уп­ражнение.
Оба эти упражнения предназначены для контроля над точкой внимания. Вы приучите вашу рыбку-внимание двигаться, строго по определенным, важным для вас, маршрутам. Это дисциплинирует ум, в результате чего вы приобретаете контроль над определен­ными процессами на ментальном уровне.

 

Третье упражнение. Возьмите какой-нибудь предмет, например, часы. Сосредоточьтесь на них и удерживайте внимание, од­новременно стараясь в сознании воспроизвести все, что происхо­дит в часах: движение маятника, колес, стрелок. Обратите вни­мание на тиканье часов. Спросите себя, какова причина всех этих процессов. И так, раскладывая все по полочкам, дойдите до из­готовления предмета и всего, что с этим связано. Не важно, будут ли эти представления правильными, важно пройти по длинному ряду причин, не теряя из виду цели.
Выполнять это упражнение нужно тоже не менее одной-двух недель. Третье упражнение из раздела Дхараны развивает способность работать в воображении с одним объектом, не распыляя внимания на другие мыслеобразы.
Поработав таким образом с сознанием, переходите к упражне­ниям под названием «Умственное рисование». Ниже даны два уп­ражнения:
  • первое подготовительное,
  • второе непосредственно «Ум­ственное рисование».
Четвертое упражнение (подготовительное). Приняв удобное по­ложение в кресле или в позе лотоса, успокоив дыхание, обратите внимание на стену вашей квартиры. Запомните все предметы, на­ходящиеся у стены, картины на стене и т.д. Словом, нужно за­помнить все, что попадает в поле внимания. Затем закрыв глаза, следует воспроизвести все в своем воображении по возможности одномоментно.
Во время выполнения этого упражнения вы натолкнетесь на одну интересную особенность. В целом вся картина может быть довольно тусклой. Но если вы уменьшите поле внимания, то объ­екты станут намного ярче и отчетливее.
Это свойство нашего внимания. Если поле внимания освещает малое пространство, то напряженность его увеличивается, и пред­меты видны лучше. При увеличении поля внимания воспринима­емые предметы становятся более тусклыми, невыразительными.
Например, если вы постараетесь вспомнить фигуру вашего знако­мого, то в целом она будет представляться несколько туманной. Если вы сосредоточитесь на лице, оно будет выглядеть более чет­ко, но остальные части тела будут исчезать. Такова особенность нетренированного сознания.
Поработав 2-3 недели с четвертым упражнением, можно пере­ходить к пятому.

 

Пятое упражнение «Умственное рисование». Возьмите портрет приятного вам человека, поставьте перед собой. Посмотрите вни­мательно на один из штрихов рисунка, находящийся в середине лица. Затем, закрыв глаза, нарисуйте этот штрих отчетливо в ва­шем воображении. Повторяйте, пока он не появится совершенно отчетливо. Затем возьмите другой штрих, другую линию в порт­рете, и удержите ее так же отчетливо в вашем воображении. До­бившись четкого представления по отдельности, представьте оба штриха разом. Таким образом, прибавляя каждый раз новую ли­нию, новый участок портрета медленно продвигайтесь вперед до тех пор, пока все лицо не будет отчетливо построено в вашем во­ображении. Четкость должна быть такая, что вы смогли бы легко нарисовать этот портрет на бумаге. Тренироваться нужно не менее 2 недель по 15-20 минут над одним портретом. Это упражнение является базовым для следующей серии, которая называется «Рас­ширение поля внимания».
Напряженность внимания — залог успехов в медитации. Сле­довательно, эту способность надо взращивать и усиливать. Напря­женность внимания — это способность сосредоточивать внимание на некотором объекте, который может быть как частью собствен­ного тела, так и внешним предметом. При этом состоянии почти весь объем мозга участвует в восприятии объекта. К тому же некоторая часть, а именно заведующая зрением, слухом, обонянием, осязанием находится в бездействии, благодаря чему от этих уча­стков не поступает информация, и внимание не перегружено. В результате этого построение на ментальном уровне и восприятие объекта происходят практически без помех. Напряженность вни­мания напрямую зависит от степени «расширения сознания». Этот термин обозначает объем воспринимаемой информации. Чем боль­ше качеств и свойств объекта воспринимает человек за единицу времени, тем более расширено у него сознание, или в нашем слу­чае — восприятие. Достигается эта способность следующими уп­ражнениями.
Шестое упражнение «Расширение поля внимания». Примите удобное положение, например, в кресле, предварительно поставив перед собой картину с изображением человека на первом плане.
Рассмотрите ее внимательно. Затем закройте глаза и полностью отключитесь от окружающего мира. Воспроизведите в своем во­ображении картину. Начните уменьшать поле восприятия, обра­щая внимание, насколько изображение становится отчетливее по мере того, как уменьшается объем восприятия. Сначала выпустите из виду задний план, потом более ближний, и пока у вас ничего не останется, кроме центрального персонажа или предмета. Про­должайте медленно суживать поле вашего внутреннего зрения, де­лая изображение более отчетливым. Когда четкость изображения будет максимальной, зафиксируйте изображение на минуту, а за­тем начните очень осторожно расширять поле вашего внимания, стараясь сохранять целое изображение таким же отчетливым, как самый маленький участок картины. В момент, когда вы будете, расширяя внимание, строить картину, напрягите все усилия, что­ бы сохранить ту ясность и четкость для всей картины, какой вы достигли для малой ее части. Это очень важно, — воссоздать кар­тину с четкостью, которой вначале вы достигли на малом участке.
Выполнять 15-20 минут в течение 2-3 недель.
Седьмое упражнение «Расширение сознания» является по­следним в рамках шестой ступени, и оно же является подгото­вительным в плане седьмой ступени или медитации. Четкой гра­ницы, где кончается Дхарана и начинается Дхиана, а принципе не существует, последняя непосредственно вытекает из концентрации. Точно так же и с упражнениями, которые на первом этапе можно отнести к концентрации, а в более совершенном варианте они уже готовят человеческое сознание для практики медитации.
Итак, упражнение «Расширение сознания». Приняв удобное по­ложение, поместите перед собой какой-нибудь предмет, например, спичечный коробок, часы, подсвечник, статуэтку и т.д. Допустим вы начинаете работать со статуэткой. Поставьте ее на расстоянии в полуметре от себя, предварительно рассмотрев ее со всех сторон. Закройте глаза и представьте образ статуэтки такой, какой бы вы
видели ее с того места, на котором вы находитесь. Изображение будет плоским, как на картинке. Теперь представьте, что вы как будто смотрите на статуэтку сзади. Создайте в воображении кар­тину обратной стороны статуэтки. Когда оба изображения будут получаться хорошо, постарайтесь их соединить вместе, так как ес­ли бы вы смотрели на предмет с обеих сторон сразу. Чтобы это получилось хорошо, вам надо избавиться от мысли, что вы нахо­дитесь напротив предмета лишь с одной стороны, а воспринимать статуэтку с обеих сторон сразу. Теперь вообразите, чтобы вы рас­сматриваете фигуру, глядя на нее сверху. Для этого мысленно пе­ренесите свое сознание на потолок. Затем представьте, что вы медленно обходите на небольшом расстоянии фигуру вокруг, рас­сматривая ее последовательно с разных сторон. В завершение на­
учитесь представлять предмет снизу, со стороны пола.
Наконец, пробегая через все эти предметы вашего восприятия последовательно и все увеличивая скорость, постарайтесь все об­разы, полученные вами с разных точек зрения слить в одно пред­ставление, и охватить вещь такой, какова она в действительности, независимо от вашего положения относительно нее. Сначала это очень трудно, но у вас к этому времени будет опыт работы с аса­нами в энергетическом варианте, где вы проделывали нечто по­добное, но только с ощущениями циркуляции энергии. Опыт ра­боты с асанами окажет вам существенную помощь в работе над этим упражнением, и если вы не пренебрегли энергетической работой над асанами, то вы очень быстро добьетесь успеха. Упраж­няйтесь по 15-30 минут в день в течение 3-4 недель. Надо отме­тить, что срок в несколько недель условен. Все упражнения вы­полняются столько времени, сколько вам необходимо для полного их освоения. Это упражнение расширяет уровень восприятия, что очень важно во время медитации, так как медитация — Дхиана — это спокойное, непрерывное и объемное созерцание объекта.
Это означает равномерное течение мысли вокруг объекта со­зерцания без какого-либо перерыва или нарушения восприятия. В результате этого человек получает ясное и отчетливое представ­ление объекта, и прежде всего его частей и аспектов. То есть ин­теллект, используя мысленную энергию, или как ее еще называют «материю сознания» строит на ментальном уровне голографический образ изучаемого объекта, который затем сливается энерге­тически с реальным изучаемым объектом, и в этот момент сознание или «Я» человека получает всю информацию об объекте на­столько полно, насколько «расширенное сознание» в состоянии ее воспринять.
Таким образом, созерцание полностью раскрывает реальность рассматриваемого объекта для сознания йога.
Для того, чтобы строить четкие и качественные голографические мыслеформы, полезно поработать с упражнением по непос­редственной постройке «голограмм». Следующее упражнение пред­назначено для развития этой способности.
Восьмое упражнение «Объемная мыслеформа» или «Голограм­ма». Возьмите в руки простой предмет, например, коробку спичек, рассмотрите ее снаружи и внимательно осмотрите ее внутреннюю сторону. Положите перед собой, закройте глаза и представьте, как она выглядит с разных сторон. Теперь представьте себе ее внут­ренние части и постарайтесь все эти частности предмета держать одновременно в сознании. Мысленно перенести свое сознание в коробку и воспринимайте ее как бы изнутри. Представьте, что ва­ше восприятие предмета — это маленькая точка. Соедините восп­риятие предмета изнутри и представление предмета снаружи в од­но впечатление, и удерживайте в сознании. Затем начните посте­пенно расширять точку внутри предмета, постоянно ощущая ко­робок спичек. Точка превращается в шар с предметом внутри себя. На этом уровне происходит подлинное, энергетическое слияние внешнего и внутреннего восприятия объекта, в результате объект воспринима­ется цельно. Иными словами, в обычном восприятии, когда чело­век изучает предмет, объект или событие, он «видит» обычным «узким» сознанием отдельные фрагменты объекта, затем переводит на свою систему осознания, понимания, или фиксации информа­ции, а затем все фрагменты впечатлений соединяет в единое це­лое. И получает более или менее определенное представление об объекте, построенном в собственном умственном мире. Например, рассматривая будильник человек сначала воспринимает циферб­лат, затем форму часовой и минутной стрелок, затем форму цифр на циферблате. Развернув часы, человек видит заводные ручки будильника, цвет корпуса, его форму и т.д. Все это, будучи вос­принимаемым поэтапно, собирается в единый образ, отдельные ча­сти которого более или менее адекватно соединены между собой.
Достижение успеха в упражнении «Голограмма» дает человеку способность воспринимать все фрагменты, части объекта, все его качества в едином целостном восприятии. Подчеркиваю еще раз, объект не строится в сознании из фрагментов, а проявляется це­ликом, мгновенно, что является важной особенностью медитативной практики.
Сейчас мы подошли к упражнениям седьмой ступени йоги - медитации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв