Skip to content
 

Практика Медитации

«Что есть Бог?
Вечный ребенок,
который играет в вечном саду его вечной игры.»
Шри Ауробиндо

Практика Медитации

 Медитация — это созерцание или размышление в определенном состоянии сознания, которое достигается специальной трениров­кой. Достижение этого состояния дарит человеческому сознанию качества и свойства, благодаря которым человек имеет возмож­ность получить полное, развернутое, живое знание объекта, на ко­торый направлено внимание.
 В процессе медитативной практики участвуют различные уров­ни сознания человека, или другими словами активная точка человеческого сознания «расширяется», увеличивая объемы восприятия и действует на нескольких уровнях:
  •  интеллектуальный уровень сознания — интеллект, или ментальный план человека,
  • подсознательный уровень — инстинкт, или астральный план, в рамках которого действует биоэнергетика и физический уровень, или физическое тело.
В составе астрального тела функционируют уже упомянутые раньше Чакры, которые особым образом участвуют в медитатив­ной практике. В частности Чакры дают возможность человеку получать информацию с различных планов Космоса, иными сло­вами уровень нашего сознания напрямую зависит от степени раскрытия или активности функционирования наших Чакр.
В древних классических системах Чакры или Лотосы рассмат­риваются как «Долины раздумья» или «Долины медитации». Таким образом, медитативная работа у человека происходит на соответствующих уровнях, которые взаимодействуют между собой энергетически и информационно. Обычно человек мыслящий на вышестоящем уровне, легко получает знания нижестоящих планов Бытия. Но, находясь на своем, определенном уровне, человек не может воспринимать информацию миров, которые находятся выше того уровня, на котором существует человек. Для того, чтобы вос­принимать новые уровни Вселенной, параллельные, или же вы­шестоящие миры, человек должен, сделав над собой усилие, рас­крыть в себе определенные способности.
Поэтому размышлять о Боге, или Космическом Разуме, о За­конах Мироздания, о таинственных оккультных знаниях и многом другом невозможно, не поднявшись на определенный, соответст­вующий уровень. Потому что не достигнув определенного внут­реннего роста, человек будет получать обрывки знаний, которые он не сможет соединить между собой, и которые не дадут ему сколь-нибудь правильного знания интересующих его вещей.
Возвращаясь непосредственно к практике медитации, мы пол­учим следующую схему развития человека и подготовки его к практике медитации. Начиная со ступени Пратьяхары ученик при помощи определенных упражнений готовит свою психику для ра­боты, вначале с простыми мысленными потоками, затем усложняет ментальные построения и наконец создавая сложные объем­ные «голографические» мыслеформы, формирует из них объекты или сложные построения. Эти построения затем энергетически связываются с реальными объектами или же с информацией об объектах, хранящейся в информационном поле. В результате в мыслеобразе возникают энергоинформационные события, которые реально отображают внешнюю и внутреннюю жизнь изучаемого объекта. Или же мыслеформа созданная человеком на ментальном уровне, сливается в единое целое с образом объекта в ментальном мире. В результате этого жизнь объекта и мыслеобраза сливается воедино. Человек через свое подключение к мыслеформе, получа­ет полное знание объекта.
На определенном этапе, в работу включается система Лотосов.
Раскрыв определенный центр и погрузившись в созерцание объ­екта, человек получает информацию о предмете своего изучения только на уровне задействованного Лотоса. Чтобы получить ин­формацию на двух и более уровнях, человек должен раскрыть два или несколько центров, соединить их энергетически (через позво­ночник) между собой, и тогда объект воспринимается на соответ­ствующих уровнях восприятия. Надо отметить, что впечатления разных уровней, обычно очень отличаются. Один и тот же объект в разных измерениях имеет различные характеристики. Чем выше мир по иерархической лестнице, тем больше характеристик, фун­кций или степеней свободы имеет объект. Поэтому при восприя­тии информации окружающего мира, знания вещей, законов, со­бытий и т.д., получаемые на различных уровнях соединяются во­едино, формируя объемное многоплановое знание.
В практике медитации, для этого существует прием координа­ции, совместной деятельности всех Лотосов, или так называемый «подъем Кундалини». Как уже говорилось выше — это пробуждение и поднятие по позвоночнику энергии физического уровня, в ре­зультате чего деятельность всех Чакр совместно координируется, через информационно-энергетический канал возникающий в по­звоночнике.
Прежде чем перейти к работе с Чакрами, вначале рассмотрим качественные характеристики этих уровней восприятия или «До­лин медитации».
Первый центр — это «Муладхара», Лотос находящийся в основа­нии позвоночника. Это Лотос физического плана. Уровень мате­риальных взаимодействий, которые являются отражением выше­стоящих законов Космоса. На энергетике этого уровня происходит работа физического плана. Для человека это грубая физическая работа. Здесь человек живет только в настоящем. Уровень суще­ствования так сказать сиюминутный, у него нет ни прошлого, ни будущего. Восприятия информации только материального мира.
Центр функционирует в рамках информационно-энергетических законов стихии «Земля».
Второй центр «Свадхистана» - это более высший уровень работы по сравнению с первым центром. Лотос «Свадхистана» имеет шесть лепестков. Это значит, что восприятие информации и работа на этом уровне происходит в объеме шести измерений Космоса. Иными словами количество ле­пестков Лотоса, соответствуют количеству измерений воспринима­емого мира, или уровня Вселенной.
 На этом уровне воспринимается понятие материальной красо­ты, идеализация окружающих предметов, идеализация половых партнеров и т.д. «Свадхистана» является центром силы или энер­гонасыщенности человека. Этот центр функционирует в рамках энергетических законов стихии «вода».
Третий центр «Манипура». Лотос с десятью лепестками. Лотос взаимодействует с десятью измерениями Вселенной, от физическо­го до ментального плана. В этой так сказать «Долине медитации» человек помимо всего прочего воспринимает, ассимилирует внеш­ний мир, стремится изучить его, творчески переделать, приспосо­бить для себя и т.д. Это уровень энергетических построений, ко­торые формируют текущую жизнь и дальнейшую судьбу человека. Законы этого уровня — информационные законы стихии «огонь».
Четвертый центр «Анахата». Лотос с двенадцатью лепестками. Это уровень выхода в нематериальные (с физических позиций), образно — чувственные, идейные сферы. На этом уровне работы человек получает в эмоционально-чув­ственной форме, различную информацию, определенные понятия, состояния и т.д. Затем он переводит и фиксирует их на матери­альном уровне, в форме удобной для восприятия окружающих людей. В этой «Долине» работают люди искусства: писатели, худож­ники, музыканты. Это также уровень брахманов, философов, ми­стиков, так сказать, «сострадателей человечества».
Функционирует этот центр в рамках стихии «воздух».
Пятый центр, «Вишуддха». Раскрытый Лотос имеет шестнадцать лепестков. Это первый из верхней, космической три­ады центров человека. В упрощенном варианте это уровень мен­тального творчества. Этот центр действует в рамках законов сти­хии «металл».
Смысл этого символа, заключается в следующем.
Законы, управляющие деятельностью этого центра, являются законами взаимодействия мыслеобразов различной степени энер­гонасыщенности. Это построение и функционирование мыслеобра­зов, которые являются продуктами деятельности человеческого ра­зума. Это трудно объяснить привычным языком. Но в упрощенном варианте это можно представить так. Формируя мыслеобраз, че­ловек должен построить, или как бы создать, выплавить его из субстанции ментального мира. Чем четче, или чище от посторонних включений, наслоений, мыслеформа, тем более эффективней происходит работа с ней.
Если на более низких уровнях человек работает с уже суще­ствующими мыслеформами, информационными полями и т.д., то работая на уровне данного центра человек формирует новые мыслеобразы, которые он трансформирует, перерабатывает и в конце концов творчески создает.
Смысл символа «металл» можно истолковать следующим обра­зом. Например, в природе металл в рассеянном состоянии в ес­тественных геологических отложениях не имеет ярко выраженных свойств. Когда же его выплавляют, чистый металл проявляет но­вые качества и свойства ранее ему не присущие.
Точно также и мыслеобраз, в рассеянном состоянии материи, из которой он построен, не оказывает какого-то ни было сущест­венного воздействия на функционирование и энергетику, менталь­ного, астрального и физического миров. При высокой же степени концентрации ментальной энергии в мыслеформе, она приобретает новые, особенные свойства и качества, являясь мощным генера­тором действия на окружающие и нижестоящие уровни бытия, в том числе и на физический план. В этом и заключается идея йогического выражения что «мысль — это гигантская сила».
 Таков вкратце изначальный смысл символики стихии «металл». В более поздних философских школах и системах, этот символ об­растал новыми дополнениями, наслоениями, искажениями, в ре­зультате чего в большинстве своем утратил первоначальное зна­чение.
Шестой центр «Аджна» или третий глаз - это уро­вень высшей ментальной деятельности, высшего абстрактного зна­ния. Это также центр снятия информации со всех нижележащих Лотосов, или говоря другими словами центр «ясновидения». Сим­вол стихий отсутствует.
Седьмой, последний центр человека это «Сахасара» или Тысячелепестковый Лотос. Этот Лотос взаимодействует с бесконечным количе­ством измерений Вселенной. Центр всеобщего Космического зна­ния. Уровень достижения состояния Самадхи, или Сверхсознания. Раскрыв этот Лотос человек получает знания собственного «Я», осознает свое место во Вселенной, и достигнув бессмертия собственной души, погружается в состояние блаженства, счастья или в состояние Нирваны.
Мир Нирваны — это по сути зеркальное отражение окружающей Вселенной. На предыдущих уровнях Вселенная воспринимается не полностью, а только ограничиваясь рамками определенного уровня или Лотоса, здесь же прекращается всяческая деятельность и мир воспринимается таким, каков он есть. На этом уровне человек все видит, все понимает, но ничего не делает. Здесь наступает уро­вень всезнания.
Надо подчеркнуть, что вышеописанные характеристики Лото­сов, даны в очень сокращенном и упрощенном варианте, потому что:
  • во-первых, полное описание принципов функционирования Лотосов, заняло бы слишком много места и
  • во-вторых, основное знание о центрах, которое не указано ни в одном трактате, вы будете получать только во время медитативной практики.
Теперь мы непосредственно переходим к практике раскрытия Лотосов и «подъему Кундалини».
Раскрытие Чакр может произво­диться в зависимости от цели, либо отдельно как бы индивиду­ально для каждого Лотоса, либо методом «подъема Кундалини», что в принципе то же самое, только все центры раскрываются в едином упражнении или в один прием.

Упражнение «Подъем Кундалини»:

Сесть в позу Лотос, полулотос, или любое другое положение с прямым позвоночником.
Закрыв глаза, погрузите сознание внутрь тела, отключитесь от внешнего мира. Во время дыхания создайте образ энергии, вды­хаемой через обе ноздри одновременно, пуская два потока по «Иде » и «Пингале» в «Муладхару».
Во время задержки дыхания энергия начинает разогревать пер­вый центр. Плавно выдохнув воздух, вы представляете, что энер­гия задержалась в «Муладхаре». Во время следующего вдоха в «Муладхару» идет новая порция энергии, и так продолжается до тех пор, пока хорошо не прогреете «Муладхару». После этого, про­должая накачивать во время дыхания энергию, вы представляете в первом центре ярко-красный шар, размером с теннисный шарик, диаметром 2-3 сантиметра. Этот шарик разогревается, набухает и раскрывается как бутон. Продолжая накачивать энергию в «Муладхару» вы раскрываете четырехлепестковый цветок в горизонтальном направлении. Созда­вайте цветок объемным, горячим на «ощупь», красного цвета.
Здесь придется сделать небольшое отступление.
Во время упражнения «Подъем Кундалини» для облегчения ра­боты по раскрытию центров, в некоторых школах Востока добав­ляют нагрузку ощущениями различных органов чувств:
  • «Муладхаре», дополнительно соответствуют ощущение жара на ла­донях, запах розы, сладкий вкус и звук октавы «до».
  • «Свадхистане» соответствует оранжевый цвет, звук «ре», вкус вяжущий, за­пах ромашки и горячие ладони.
  • «Манипуре» свойственно на ла­донях тепло, вкус острый, запах мяты, звук «ми», цвет желтый.
  • «Анахата» — цвет зеленый, звук «фа», вкус кислый, запах герани, на ладонях отсутствие ощущения температуры.
  • «Видшуддха» — цвет голубой, звук «соль», вкус горький, запах полыни, ладони прохладные.
  • «Аджна» — цвет синий, звук «ля», ладони холодные. Запах и вкус отсутствует.
  • «Сахасара» — цвет фиолетовый, звук «си», на ладонях холодное покалывание.
Все эти ощущения, во-первых помогают раскрытию центров, во-вторых, загружают органы чувств и таким образом закрывают доступ внешней, отвлекающей информации.
К тому же если человек хочет для какой-либо работы раскрыть только один центр, то комбинация этих вызванных ощущений су­щественно облегчит ему задачу.
Однако, если вы просто будете работать над раскрытием Ло­тосов, то на определенном этапе ощущения возникнут у вас сами собой.
Мы же остановимся только на окраске Лотосов и на ощуще­ниях ладоней.
Итак, вернемся к Муладхаре. Вы раскрыли центр, создали цве­ток, можно Лотос, можно любой другой. Главное здесь характе­ристики цветка: четыре лепестка, красный цвет, и горизонтальное положение
РАСКРЫТИЕ ЛОТОСОВ
Затем из центра цветка вверх по позвоночнику, по каналу «Сушумна» поднимается огненная змейка, доходит до «Свадхиста­ны» наполняет ее и аналогичным образом вы открываете второй центр. Формируете шестилепестковый цветок, оранжевой окраски, в этот момент ладони можно сделать горячими, хотя на начальном этапе это и не обязательно.
Раскрыв «Свадхистану» вы из центра цветка поднимаете по «Сушумне» золотую змейку, которая доходит до «Манипуры» на­полняет и раскрывает ее. Создается голография ее кий, объемный образ цветка, желтого цвета с десятью лепестками.
Далее из середины чакры «Манипура» вверх по «Сушумне» двигается золотая нить, похожая по форме и цвету на пламя све­чи, доходит до сердечного центра «Анахата» и на уровне сердца, в астральном теле, раскрывается ярко-зеленый, двенадцатилепестковый центр.
Из «Анахаты» пламя свечи поднимается к «Вишуддхе» пятому центру, расположенному на уровне горла. Здесь вы, используя энергию поднимающуюся по позвоночнику, раскрываете ярко-го­лубой, шестнадцатилепестковый Лотос.
Затем из «Вишуддхи» энергия в форме расплавленного золота течет непосредственно в центр мозга, где и накапливается. Здесь, в биоплазме вашего тела, в районе накопления энергии, то есть в центре мозга, формируется Чакра «Аджна». Наполнив до пре­дела энергией «бутончик» чакры вы начинаете медленно ее рас­крывать, формируя образ двухлепесткового цветка. Причем, важность заключается в том, чтобы эти лепестки за­полнили правое и левое полушарие головного мозга. Таким обра­зом, чакра «Аджна» при помощи лепестков снимает энергетиче­скую информацию с обоих полушарий. Затем в «Аджне» происхо­дит координация информации, как-то, наложения впечатлений правого и левого полушария и объединения их в единое воспри­ятие, которое затем передается нашему сознанию, или иными сло­вами нашему «Я».
Помимо всего «Аджна» дополнительно, на сбоем уровне, уча­ствует в получении информации, которую невозможно получить при помощи нижележащих центров, в информационно-энергети­ческой системе человека. После того, как произошло раскрытие «Аджны», вы из цветка, поднимаете вверх ослепительный золотисто-белый ручеек и на­правляете его в «Сахасару». Наполнив темя сверкающим потоком вы раскрываете тысячелепестковый Лотос:
ПОЛНОЕ РАСКРЫТИЕ ЛОТОСОВ
Он должен быть фиолетового цвета по краям, а из его центра исходит ослепительно белое сияние.
Выполнив все это вы произвели «подъем Кундалини». То есть энергию физического плана вы разбудили, затем, трансформиро­вав и подняв по позвоночнику, довели до точки Космического плана, до «Сахасары». Одновременно туда, проходя различные уровни и состояния, пропутешествовал и центр вашего сознания, ваша «Золотая рыбка», или ваше «Я».
Этот прием позволяет человеку достичь Сверхсознания, на ко­тором уровень мышления и восприятия недоступен обычному Че­ловеку. Как уже говорилось на этом этапе Человеку открываются все знания Вселенной.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать очеред­ной вывод. Освоив Дхарану, концентрацию, человек способен со­средоточить свое внимание на объекте, выбранном для медитации.
Зафиксировав внимание на объекте, человек погружается в состо­яние образного восприятия или Дхианы, в результате чего про­исходит слияние энергоструктур человека с энергоструктурами объекта восприятия, затем человек раскрывает объемную голо­грамму Лотоса и таким образом через раскрытый Лотос, человек воспринимает полную информацию об объекте, соответствующую уровню раскрытого Лотоса. Чем больше Лотосов — голограмм — на­ходится в действии, тем более многоплановую информацию пол­учает человек.
При раскрытии всех центров, включая сюда и «Сахасару», человек достигает состояния озарения или «Самадхи», ко­торое дарит человеку полное, одномоментное знание всей Вселен­ной, включая туда и самого человека.
Прежде чем идти дальше, рассмотрим в качестве примера один из многочисленных медитативных приемов. Это работа с собствен­ным физическим телом человека. Упражнение называется «Самь-яма», что переводится как отождествление. Его еще можно на­звать «Целебный самонастрой».

Упражнение «Самь-яма» или «Целебный самонастрой»

Итак, приняв удобное положение, вы начинаете вдыхать прану через ноздри и направляете ее в центр «Аджна». В момент задер­жки вы мысленно сливаетесь с вышеуказанным Лотосом. Надо, чтобы вы ощущали себя точкой в центре мозга. Затем во время задержки дыхания, которая должна быть как можно дольше, вы
медленно гоните прану до избранной в вашем теле точки, сопро­вождая энергию вашим вниманием. Остановив энергию в опреде­ленной точке тела, например в левой ладони, и почувствовав ваше мыслящее «Я», зафиксированным в данный момент исключительно только в этой локальной точке, вы начинаете поверхностное, легкое дыхание. В течение всего времени слияния вашего «Я» с уча­стком тела, вы начинаете чувствовать все сознательные, а более всего подсознательные ощущения в избранной части тела. Если там кроется болезнь или нарушение вы сразу его заметите. В мо­мент фиксации внимания вы можете представить ощущение жара или холода. В результате избранная часть тела сделается пылаю­щей или ледяной. Посредством расширения времени этого процес­са, всякий раз когда вы будете изменять ваше состояние сознания, вы будете изменять и физическое состояние избранной точки те­ла, или органа.
 Заканчивая упражнение, вы должны вернуть во время очередного выдоха энергию и сознание в центр «Аджна» и оставить его там. Отпустив Вашу точку внимания, вы медленно выходите из достигнутого состояния и прекращаете упражнение.
На базе этого упражнения существуют целые системы энерге­тического самопрограммирования.
И в завершение темы  «Практика Медитации» мы рассмотрим одну из нескольких, из­вестных на сегодняшний день методик, вхождения в состояние «Нирвана».
В начале будет дано само упражнение, а затем его теоретиче­ское освещение. Для удобства разборки этого упражнения условно разобьем его на несколько фрагментов.
Итак, примите удобное положение, можно сесть в лотос, пол­улотос, можно даже лечь.
  1. этап. Вы сосредоточиваетесь на ощущение «Я» можно для удобства начинающих, начать с повторения собственного имени.
  2. этап. Вы начинаете регулировать дыхание, и ваше дыхание ста­новится медленное как во сне. 3 этап. После установки дыхания начинаете снимать ваши внутренние напряжения, расслабляя тело медленно переходите к наблюдению за своим мысленным потоком.
  3. этап. Замедляя мысленный поток делаете мысли и ощущения вязкими. В дальнейшем все эти этапы выполняются на фоне состояния «вязкие мысли».
  4. этап. Снова внимание на теле, расслабляете ли­цо, вначале корень языка, затем губы, челюсть, брови, шею, пле­чи, руки и наконец, все тело.
  5. этап. В расслабленном теле воз­никает ощущение тяжести и тепла, вы доводите это чувство до максимального уровня.
  6. этап. Чувство тяжести, тепла и т.д. Вы размываете и доходите до ощущения полного исчезновения тела.
  7. этап. Сосредоточиваетесь на эмоциональных образах, фиксируетесь на каком-либо чувстве, например, чувстве радости, счастья, покоя и т.д.
  8. этап. Доводите это чувство до максимального со­стояния.
  9. этап. Успокаиваете доведенные до экстаза чувства и размываете их. На этом этапе у вас могут появиться удивитель­ные ощущения вязкости эмоций.
  10. этап. Начинаете сосредоточи­ваться только на звуке АУМ. По индийской традиции это первич­ная космическая вибрация или священное имя Абсолюта, Бога.
  11. этап. Усиливаете звук АУМ, чувствуете как эта Космическая виб­рация пронизывает и наполняет весь ваш внутренний мир. Все ва­ши ощущения, которые еще остались погружаются в эту вибра­цию.
  12. этап. До сих пор звук АУМ и все предыдущие состояния вызывались какой-то силой. Здесь нужно убрать эту силу. Начни­те не хотеть, добейтесь полкой отрешенности.
  13. этап. Постарай­тесь ощутить только состояние «Я есть» и по возможности глубже уйти в это состояние.
  14. этап. Ничего не делать, не желать, не хотеть, даже не вызывать самому состояние «Я есть». Оно уже проявившись зафиксируется в вашем сознании. На этом этапе воз­никает ощущение Абсолютной Космической Пустоты.
  15. этап. Вы­сшая реализация «Я». Дойдя до этого уровня вы почувствуете не­известное ранее состояние пустоты, и одновременно ощущение единственной реальности. Или ощущение вашего бессмертного «Я». Это высшее состояние объективной реальности «Я», это бес­смертие Души. Это состояние трудно описать словами. То, что происходит здесь с человеком не поддается никаким объяснениям, никакому анализу. Во все времена мистики, пережившие этот экстаз, оза­рение, пытались донести до людей эти переживания. Но это без­успешно, потому что говорить об этих вещах, это все равно, что объяснять в словах Мир, в котором сама речь теряет всякий смысл!
В наше время нечто подобное пытаются получить люди, зани­мающиеся «Трансцендентальной медитацией». Механизм же процес­са, описанного выше, приблизительно таков:
Зафиксировав внимание на физическом уровне вы выполняете следующие этапы:
  1.  - ощущение «Я»;
  2.  - установка дыхания;
  3. - успокаивание жизненного ритма;
  4.  - расслабление. Затем активное поле внимания, как по ступеням, переходит с физического уровня на астральный, с полным отключением в кон­це концов от физического уровня. На астральном уровне вы пройдете этапы начиная с пятого. Итак,
  5.  - тяжесть, тепло;
  6.  - тор­можение до ощущения тела и его исчезновения;
  7. - мир и покой, сосредоточение на чувствах;
  8.  - доведение чувств до экстаза;
  9.  - успокаивание и размывка чувств. Здесь заканчивается работа на астральном уровне и вы переходите на ментальный план. Разу­меется, что все это происходит постепенно. На ментальном уровне вы проходите этапы или состояния начиная с десятой позиции.
  10. - перевод сознания и мыслей в звук АУМ;
  11.  - усиление АУМ. После этого вы отключившись от ментального уровня пе­реходите на идейный, выполняя здесь один единственный этап:
  12. - приведение в неподвижность силы. Выполняя тринадцатый этап
  13. - ощущение пространства «Я», вы уже выйдите на информационный уровень. Далее, приведя в неподвижность это состояние вы попадаете в духовный мир, выполняя 14 этап
  14. - неподвижность «Я». Здесь пе­ред человеком остается последняя ступень, мир Вселенской пус­тоты, отсутствие всех проявленных объектов, или мир Нирваны, в котором и происходит высшая реализация человеческого «Я».
Сюда следует добавить, что все миры взаимопроникают друг в друга и мы живем во всех мирах сразу. Но у обычного человека сознание не подготовлено и не в состоянии охватить все пласты Вселенной. Выше приведенная методика позволяет даже не очень тренированному человеку, погружаясь в определенные состояния, и отключаясь от более грубых, инертных миров, постепенно дойти до восприятия или погружения в Мир Нирваны что, как уже го­ворилось выше, является конечной целью йоги.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв