Skip to content

Ангел Света

Ангел СветаАНГЕЛ СВЕТА о ПРИЧИНАХ СОЗДАНИЯ АНГЕЛОВ, святой Григорий Богослов говорит: «Благость Божья не удовлетворилась созерцанием Самой себя: долженствовало Ей излить и распространить благо, чтобы многие сделались причастниками благости».

Ангелы сотворены для того же, для чего и человек сотворен:

  • чтобы хвалили и прославляли своего Творца и вечно блаженствовали;
  • а в земной жизни еще и служили нашему спасению.

Ангелы, следуя воле Божьей четко исполняют свое предназначение, а вот человек далеко не всегда.

Время сотворения Ангелов точно не указано в Священном Писании, но из контекста ясно, что это произошло в первый день творения, когда было сотворено небо и совершенно очевидно, что они были созданы до сотворения вещественного мира и человека.

Любое Божье создание, включая и человека, не имеет ничего своего и все, что есть в каждом создании — это дар Божий. Всякое благо, видимое в тварях, есть частичка блага полного, сущего в Боге, поэтому все, что в Боге бесконечно совершенно и полно, то в твари является в многоразличной степени ограниченности.

Земной физический свет наиболее подходит для сравнения с небесным эфиром (светом разума) и даже о Самом Создателе Священное Писание говорит: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1Ин.1-5), поэтому не случайно «небесное воинство» именуется Ангелами Света. Ангелы Cвета глубоко осознают, что своему существованию они обязаны благодати и милосердию Божьей, а человек об этом часто забывает. В благодарность за это, Ангелы сами стараются оказать доброе и другим, умилостивляя этим Самого Бога.

Часть Ангельских сил служит:

  • только Богу;
  • часть человеку;
  • часть управляет стихиями, но не по собственной воле, а по Божьей.

Они сильны и всегда готовы исполнить любую божественную волю, очень часто уводят человека от смерти в опасных ситуациях. По божественной воле и по божественному повелению, они выше людей и всегда находятся около Бога, но не являются образом Божьим, как этого удостоен человек, они лишь несут образ Божий, то есть, стремятся к Нему.

Ангелы имеют образ и вид духовный, умственный, который состоит не в каких-либо внешних очертаниях, а в соотношениях духовных сил и в образе их действования.

По своему естеству они не имеют вида и образа телесного, подобного виду и образу человека, но когда являются людям, чаще всего бывают видимыми в образе человеческом. Являются чаще кроткими по снисхождению, а иногда и строгими для вразумления. Светлые ангелы, как и люди, носят на себе образ Божий, но полнота его присуща лишь человеку в силу того, что он, имея тело, становится в нем причастен всему земному миру, которым обладает по установлению Божьему.

Они видят Бога насколько для них это возможно, то есть Самого Бога они не видят, но видят благодатный Свет, являющийся их пищей и причиной бессмертия.Они пребывают в вечной любви, поэтому в вере и надежде не нуждаются. Ангелы не стеснены, подобно нам формами, пространством и временем, но и эти свойства допускают ограничения, то есть они не могут быть в разных местах одновременно, значит, для них должен быть свой особый, но не собственный мир во вселенной, который в Священном Писании именуется небом небес (3Цар.8:27).

Ангелы, будучи бесплотны, не имеют своего собственного мира, но отсутствие собственной природы возмещается для них близостью к Богу и жизнью в Нем.

В отличие от ангелов, существ по природе простых, человек обладает сложной природой. Он сопрягает в себе два мира: чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека, от его свободной воли зависят конечные судьбы мира. Именно телесностью обусловлены творческие способности человека, а ангел как чистый дух не имеет творческой силы, так как не соединен с материальным телом.

Ангелы Света имеют природу подобную человеческой душе, только безгрешную, святую и высшую, но без животворящего духа. Они имеют ум и познание, силу и могущество, посредством которого они могут, по соизволению Божьему, действовать на мир вещественный. Естество наше ниже по сравнению с ангелами, так как оно смертно и обладает тяжестью тела, но по благословению Бога и соединению с Ним, оно сделалось славнее ангелов, так как ангелы со страхом и трепетом предстоят Богу и будут в страхе предстоять на суде (Ефес.2:16); Петр.1:4). Будучи выше нас, как бестелесные и свободные от всякой телесной страсти, они, однако не полностью бесстрастны, ибо бесстрастно одно лишь Божество. Ангелы наделены чувствами, например, они радуются о кающемся грешнике (Лк.15:10), но не имеют органов внешних чувств.

Ангелы следуют божественным повелениям без колебаний, так как их естество не возмущается страстями и исполнены святыни. Это существа одаренные разумом, обладавшие до падения свободной волей, бессмертны не по природе, а по благодати, не нуждающиеся в языке и слухе, так как общение в духовном мире осуществляется посредством мысли. Разум Ангелов велик, но имеет ограничение, они не знают существа Божьего, потому что только Сам Бог знает Свое существо (1Кор.2:11). Они не нуждаются в браке, так как отсутствует необходимость продолжения рода. В местах они в большей части находятся мысленно, только умом. При описании не имеют трехмерного измерения различаются они друг от друга лишь светом и положением, те, кто выше сообщают тем, которые ниже и свет, и знание.

Ангелы, как духи бесплотные, в высшей степени способны к внутреннему созерцанию, а их ум значительно возвышеннее, по сравнению с человеческим. Чувственного голоса Ангелы не имеют, но посредством ума, приносят Богу непрестанное славословие.

Несмотря что Ангелы символически изображаются с двумя крыльями, при их явлении, обычно святым людям, крыльев не видно. Они, как и человеческая душа имеют образ и вид внешнего человека в его теле, то есть Ангелы и души имеют полное подобие человека в теле, включая волосы и ногти.

Вещество, из которого состоят духи, гораздо более тонко, по сравнению с человеческим телом, именно по этой причине, духи в своих действиях намного свободнее, а в способностях значительно превышают развитие людей. Само слово «ангел», в переводе с греческого языка, означает посланник. Небесный Посланник — это название  Ангелы получили от характера своего служения.

Ангелы не меняются со временем, нет между ними ни отрока, ни юноши, ни старца, то есть они остаются всегда в том состоянии, в котором были сотворены в начале и состав их сохраняется чистым и неизменным.

Тем не менее, все бесплотные духи постоянно совершенствуются, где низшие подражают высшим. Самые высшие духи — это серафимы, но и они не видят Бога таким, какой Он есть на самом деле, хотя каждое мгновение с огромной быстротой идет их совершенствование, и они подражают Богу, насколько им возможно.

Они не ощущают зловоние мира, но явно ощущают смрад, который испускают из себя души грешников. Преображаются они, во что бы только не повелел им Всевышний и таким образом являются людям и открывают им божественные тайны, но чаще являются в образе человеческом.

Явление Ангелов не производит смущение в душе. Оно настолько приятно, что душа наполняется весельем, радостью, восторгом. Даже если в начале человека охватывает страх, то этот страх быстро проходит, а душа как бы обновляется, освященная божественным светом, поэтому следует быть спокойным и молиться.

Если же страх не отступает от души, то это признак присутствия врагов. Ангелы, не согласившиеся с действиями светоносного Ангела, приведшего к падению, получили благодать, из-за которой они уже грешить не могут, у других же (падших) наоборот, благодать отнята.

Светлые и темные (падшие) Ангелы, по сути, являются своеобразным орудием Бога для совершенствования человека, где первые представляют собой орудия благости Божьей, а вторые орудия правды Божьей.

Ангелы имеют высокие качества познаний, но их познание также ограничено. Они не знают глубины существа Божьего, не знают будущего, не постигают вполне тайны искупления, в которую желают проникнуть и не знают всех помышлений человеческих, не могут сами по себе, без воли Божьей, творить чудеса. Преподобный Исаак Сирин писал, что: «Демоны видят друг друга. Они не могут приводить в движение ум человека, но святые ангелы обладают сим, то есть могут и приводить в движение, и просвещать помыслы».

Все  Ангелы сотворены через Слово и достигли полноты при содействии Святого Духа, через освящение, соответственно своему достоинству и чину, будучи участниками света и благодати.

Для Ангелов и для людей Творец установил соответствующие испытания:

  • для Ангелов – их собственная красота, великолепие и слава;
  • для человека древо познания добра и зла и древо жизни.

Именно поэтому чем для людей служит смерть, этим же для ангелов служит падение, так как после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как для людей невозможно покаяние после смерти. Отсюда ясно, что самое великое зло на свете – это нераскаянный грех.

Бог сотворил вечных Ангелов, Он верен Своей вечности в них, поэтому уничтожить падших духов – значит отречься от Своей вечности, но принять их неочищенных Он не может, поскольку они погибнут от божественного света, и в таком случае Ему следовало бы отказаться от Своей святости и неизменяемости. Эта вечность как светлых, так и отчасти падших ангелов поддерживается благодатью Божьей и она совершенно иная, по сравнению с вечностью Самого Бога.

В бесчисленном множестве Ангелов царит удивительный порядок, в котором заключена красота совершенства, премудрость и истина Божья. Несмотря на подчиненность одних Ангелов другим, между ними всегда присутствует совершенное согласие или согласованность. Ангелы, оставшиеся верными Богу, сделались совершенно блаженными. Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель, Господь разделяет с ними управление мирами. Их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духам в беспредельных глубинах премудрости Божьей.

Ангелы любят нас, как соучастников их славы и их славословий Всевышнему и потому, что видят в нас богоподобные качества и образ Божий. По этой причине они принимают самое активное участие в нашем спасении, которое им также дорого, как свое собственное постоянство в святости, поэтому они радуются нашему спасению.

Самая высокая благодарность Богу — подражать во всем Богу и Ангелы в этом следуют неотступно, призывая к этому и людей. Они даже желают быть нашими посланниками, поэтому с ростом духовным, и мы можем послать их для своего служения, естественно, если воля человека соответствует божественной воле.

Более преданных, сердобольных и сострадательных друзей, чем Ангелы, среди людей, в том числе и родственников — нет, потому что сердце человека непостоянно и слепо. Так как они святы и являются нашими благотворителями, особенно Ангел-Хранитель, то они имеют право на наше почитание. Они трепещут и закрывают свои лица пред Всевышним, эта участь и умных людей. Подражая Ангелам, святым отцам, человек подражает Богу и становится причастником их святости, которая приближает человека к Богу.

В духовном мире существует строгая и неизменяемая иерархия, и соответственно разные степени совершенств.

Все Ангелы составляют три чина:

  • В высший чин входят: Серафимы, Херувимы, Престолы.
  • В средний чин входят: Господства, Силы, Власти.
  • В низший чин входят: Начала, Архангелы, Ангелы.

Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают по иерархии остальных. Таким образом, тайны Божьи следуют по нисходящей иерархии от Серафимов к Ангелам, причем каждая последующая иерархия, посвящается только в те знания, которые способны вместить, на данном уровне своего духовного развития, соответствующая иерархия.

В самом общем виде, первый чин создан для восполнения славы Божьей и служение Ему, а второй и третий для управления вселенной и служения человеку.

Строгая иерархия предусматривает и строгое разграничение функций каждого вида ангелов соответствующего чина:

1. Серафимы — означает огонь божественной любви или в переводе с еврейского языка — пламенеющий. Служение серафимов состоит в непрестанном воспевании Бога. Они не устают от хвалы, находя в том все свое блаженство. В Священном Писании дано описание Серафимов (Иез.1:4-28), где раскрываются четыре лица шестикрылого Серафима:

  • Первое лицо человека – это люди, живущие в мире и исполняющие заповеди.
  • Второе лицо тельца – это люди совершающие подвиги телесные (монахи).
  • Третье лицо льва – это люди окрепнувшие в вере и вступившие в борьбу с демонами.
  • Четвертое лицо орла – это люди, которые возобладали над страстями, подчинив их себе, таким образом, одержав победу над демонами, приобретают божественное видение, так как ум будет видеть с шести сторон (шесть крыльев). Таким образом, человек становится вполне серафимом духовным, наследуя вечное блаженство.

2. Херувимы — означает полнота ведения (знания), обилие и излияние премудрости.

3. Престолы – на них, как на разумных престолах, непостижимым для человека образом, почивает Бог. Через престолы, преимущественно проявляется правосудие Божье. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы божественной. Престолы являются олицетворением царского величия, царского достоинства. Это разумные, живые носители величия Божьего, славы Божьей. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих.

4. Господства – они господствуют над прочими. Они ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению, поставленным от Бога на земле – властям. Учат владеть чувствами, смирять страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.

5. Силы – через этих ангелов Бог совершает Свои чудеса. Он даровал им Свою силу и их повеление имеет действие всемогущества. Они ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божьим, исцеляя болезни и извещая будущее, помогают людям переносить послушания и укрепляют их в терпении.

6. Власти – имеют власть над диаволом, укрощая и ограничивая демонскую власть над человеком, обуздывая его ярость. Они самые ближайшие, постоянные свидетели Божьего всемогущества, предпочтительно перед другими им дано ощущать его. От постоянного созерцания божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею, эти ангелы проникаются этой властью так, как раскаленное железо проникается огнем, поэтому и сами становятся носителями этой власти и также именуются. Власть, которой они облечены и преисполнены, невыносима для диавола и всех полчищ его, власть эта обращает демонские полчища в бегство, в преисподнюю, во тьму кромешную, в тартар.

Вот почему все, мучимые от диавола, должны молитвенно призывать в помощь Власти; а о всех бесноватых, разных припадочных, кликушах, порченых — надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его (или ее) мучающего!» Когда нападает на душу демон уныния, также надо молиться Властям, чтобы своей властью они отогнали этого демона. С верой, в простоте сердечной призываемые, Власти не замедлят прийти на помощь, прогонят демона, а одержимый демоном почувствует себя свободным от него, почувствует простор и легкость в душе своей.

7. Начала – начальство над низшими ангелами, направляя их к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охрана всех земель, государств и княжеств, всех племен и народов, наставляя людей воздавать каждому начальствующему, соответствующую ему почесть. Начала имеют начальство также и над целыми народами, царствами, обществами человеческими, городами. Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь. Они предстательствуют за свой народ перед Господом, внушая людям, особенно руководителям государств, царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов. Этим Ангелам Богом вверено начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами. Гром, молния, буря и прочее всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно то воле Божьей.

8. Архангелы – это великие благовестники. Будучи участниками тайных советов Божьих, они получают повеления возвещать людям самые важные таинства, открывают пророчества, укрепляют веру, просвещая ум светом познания. Архангелы — это небесные учителя, которые учат людей, как жизнь им свою устраивать согласно с волей Божьей.

Разные пути жизни предлежат человеку:

  • есть путь иноческий,
  • путь брачного состояния,
  • есть различные роды служб.

Когда человек в затруднительном положении, не зная что выбрать, на что решиться, в этих случаях и являются на помощь человеку архангелы и Господь открывает им Свою волю о человеке. Именно поэтому архангелы знают, что ожидает известного человека на том или ином пути жизни, какие возможны невзгоды, искушения, соблазны, поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, учат избирать верный путь, пригодный для человека. Если человек стоит перед таким выбором, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь архангелов, чтобы они научили его, как поступить в дальнейшем: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»

9. Ангелы – ниже всех чинов в божественной иерархии и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божьи, наставляют людей в добродетели и представлены для хранения каждого из нас. Ангелы столь близки к нам, что отовсюду нас окружают, отовсюду на нас смотрят, за каждым шагом нашим наблюдают, и, по словам святителя Иоанна Златоуста, «весь воздух наполнен  Ангелами». Ангелы, по словам того же святителя «предстоят священнику во время совершения страшной Жертвы». Ангелы продолжают то, что начинают архангелы: Архангелы учат человека узнавать волю Божью, направляют его на указываемые Богом путь жизни, а ангелы ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, чтобы он не уклонился в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.

Ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения, а человек должен учиться идти к новым и новым познаниям. Ангелы всех чинов называют — вторыми светами и все вместе они составляют единство или собор, а разделяются они на – воинства:

  • для Серафимов Бог — пламенногорящая Любовь;
  • для Херувимов Бог — светящаяся Премудрость;
  • для Престолов Бог — Царь Славы;
  • для Господств Бог – Промыслитель;
  • для Сил Бог — Чудотворец.

Все ангелы перечисленных чинов не имеют имен, но есть семь духов (Откр.1:4) из самых высоких чинов, разряда серафимов, чаще называемых архангелами – в качестве вождей ангельских сил и у каждого из них есть свое имя: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил (или Иеремиил), Селафиил, Иегудил и Варахиил. Эти архангелы носят имена, которые светозарно выражают и саму их сущность, и тайну познания ими живого Бога.

1. Михаил – имя его означает «кто как Бог», вождь сил небесных. Он изображается в воинских доспехах, попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую пальмовую ветвь, а в правой копье, наверху которого развивается белая хоругвь с крестом или пламенный меч опущенный вниз. На других иконах в левой руке его щит с треугольником или держит в руках копье поражающего змея. Имя его страшно для темных сил (Дан.10:13; 12:1; Откр.12:7,8).

2. Гавриил – имя его означает «муж Божий». Он изображается держащим в правой руке райскую ветвь (лилия или пальмовая ветвь) или же фонарь с зажженной внутри свечой, а в левой зеркало из зеленой яшмы с красноватыми пятнами или жилками. Это Ангел-Хранитель Девы Марии, вестник тайн Божьих, укрепляет в людях веру, подает святым людям извещение о часе их смерти, отшествии их в иную жизнь (Дан.8:16; 9:21; Лук.1:19,26).

3. Рафаил – имя его означает «помощь Божья». Он изображается с чашей в руках, с чашей небесных исцелений и милосердия Божьего или же с врачебным сосудом в левой, немного приподнятой руке, правой рукой он ведет отрока Товия, держащего рыбу. Это Ангел исцелений, Ангел утешитель и путеводитель, особенно на чужбине и в дальней стране. Он покровитель милосердия. (Тов.3:16;12:12-15).

4. Уриил – имя его означает «огонь Божий». Он изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – стремящееся вниз пламя. Он покровитель монахов, богословов и кающихся грешников. Он просвещает светом умы людей, для познания тайн Божьих и разумения смысла Священного Писания, возжигает в сердце человека любовь к Господу, просвещает истинной верой, дарует дух покаяния. Он называется еще и Иеремиилом. (3Ездр.4:1; 5:20).

5. Селафиил – имя его означает «молитвенник». Он изображается с очами опущенными вниз и руками молитвенно сложенными на груди. Иногда он изображается с горячей свечой и кадильницей в руке. Он незримо учит людей молитве и сам молится вместе с ними. Помогает сосредоточиться перед молитвой и содействует вложению в наше сердце имя Иисуса Христа – Иисусову молитву. (3Ездр.5:16).

6. Иегудил – имя его означает «хвала Божья». Он изображается с золотым венцом в правой руке, в левой руке он держит бич из трех веревок. Он укрепляет людей, трудящихся ради славы Божьей и ходатайствует об их небесной награде. Он укрепляет душевные и телесные силы человека. Помогает познать волю Божью и является ходатаем об укреплении сил, для исполнения воли Божьей.

7. Варахиил – имя его означает «благословение Божье». Он изображается с цветами или по складкам его одежды изображаются цветы белых роз. Цветы это дары Святого Духа. Он покровитель преимущественно мучеников, исповедников и подвижников. Является он в минуты тяжелых испытаний, укрепляет силы страдающих ради Бога. Он ангел благословлений и посещает их во время смерти, так как смерть мучеников за Христа – это великая победа.

В канонических книгах Священного Писания есть только первые два архангела: Михаил и Гавриил. Три архангела: Рафаил, Ириил и Селафиил, упомянуты в неканонических книгах. Благочестивое предание упоминает еще двух архангелов Иегудила и Варахиила. Кроме того, в третьей книге Ездры, упоминается еще один архангел Иеремил «высота Божья» (3Ездр. 4:36).

Тем не менее, в Священном Писании, не указано, что Ангелы (любого чина) являются восседающими вместе с Богом или являются общниками божественной славы, по причине того, что они по своей сути – являются служебными духами (Евр.1:14). Святые же люди это чада Божьи, сонаследники Христа (2Тим.2:12; Лук.22:30; Мф.13:38; 1Ин.3:12 и другие).

Превыше всех чинов Ангельских, царствует пресвятая Дева Мария. Весь сонм небесных Ангелов восхваляет и превозносит ее. Ведь это единственный человек, точнее женщина, которая родила, разумеется по замыслу Божьему, Самого Сына Божьего, то есть Самого Бога. Такой святости никто и никогда из людей не имел и не имеет. Нет такой святости, даже у самых высших Ангелов Света. Если люди мгновенно исцелялись, лишь касаясь одежды Иисуса Христа, то можно представить, какой святости удостоена Матерь Божья. Это еще один подтверждающий довод, что человек по значимости для Бога, значительно выше, чем любой из Ангелов. Божья Матерь, на своем высоком престоле, неустанно заботится о нас с вами. Она ниспосылает свое благословение всем людям, которые питают надежду на ее покровительство, потому что ее единственным пламенным желанием, есть видеть каждого человека рядом с собой.

Истинное определение ангельской природы известно лишь одному Богу, но понятие о действиях Ангелов в видимом мире доступно каждому человеку. Ни Ангел и никакое животное видимого мира, не может понести наказания за грех вместо человека, поэтому человек сам за него расплачивается и вопрос кармы – это совершенно надуманное понятие.

Обычно Ангелы Света являются только святым людям и людям с чистым сердцем, которые могут отличить ангелов от демонов, потому что последние могут создать иллюзию Ангела Света и погубить человека в последствии. Это вызвано тем, что наше естество может быть в общении со святыми Ангелами и Святым Духом, но может быть в общении и с демонами. Разумеется, что здесь имеется ввиду не в общении и с теми и с другими одновременно, подобное невозможно, но либо с теми, либо с другими. Святые ангелы побуждают нас к молитве и стоят с нами, вместе радуясь и молясь о нас. Им не свойственно принимать участие в деле, не согласованном с волей Божьей, в деле неблагоугодном Богу.

Свойство Ангела Света – смирение, а ангела тьмы – гордость. Ангелы сокрыты от взоров человеческих и причина не столько в неспособности очей человеческих к видению бесплотных, сколько в нашем падении. Святой Григорий Палама называет ангелов — светами вторыми. Он говорит, что Ангелы так прозрачны, что через них льется на нас и достигает нас свет божественный, а через них мы познаём не их, а живого Бога, Которого они познали.

Богом создан изумительный порядок, везде низшие руководствуются высшими, поэтому для христиан, искупленных Кровью Господа, стало необходимым в Ангелах-Хранителях.

При каждом из нас пребывает особый Ангел-Хранитель, во всю нашу жизнь со времени нашего крещения; он охраняет нашу душу от грехов, а тело — от земных несчастий, и помогает нам жить свято, поэтому он и называется в молитве покровителем души и тела. В глазах Бога дети имеют такое большое значение, что их Ангелы-Хранители всегда имеют право непосредственного доступа в самое присутствие Бога. Ангел-Хранитель всегда молится вместе с нами и совершенство его молитвы, покрывает наши недостатки, он самый близкий друг человека. Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Одного лишь каждому из нас он желает — спасения души и к этому направляет все свои заботы. Если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит. Внушения Ангела-Хранителя мудры, верны, святы и когда мы прибегаем к его совету, он всегда поможет пройти нам трудный и тернистый путь.

Он никогда не собьется с пути, потому что его советы сообразны с божественной волей. Беседа с Ангелом осуществляется посредством внутреннего голоса сердца, но для этого требуется чистота сердца, смирение и молитва. Ангел-Хранитель это недремлющий страж, в обязанности которого входит охрана Царства Небесного, которое внутри нас. Он вписывает все слова, мысли и дела в Книгу Жизни.

Человек, соединяющийся со своими ближними, делается непобедимым. Ангелы-Хранители друзей его, становятся его покровителями, и чтобы расположить человека к себе или отвратить его гнев, надо сначала обратиться к его Ангелу-Хранителю с соответствующей просьбой-молитвой.

Ангелы-Хранители являются людям святой жизни в важных обстоятельствах и великих опасностях, угрожающих им. Они своими внушениями отвращают зло, которое неминуемо могло бы постигнуть их. Присутствие ангела-хранителя можно распознать по внутреннему настроению своей души. Если на душе светло и на сердце легко, тихо, мирно, а ум занят богомыслием, когда человек кается, умиляется, значит Ангел рядом. «Когда, по свидетельству Иоанна Лествичника, при каком-нибудь изречении молитвы своей почувствуешь внутреннее услаждение или умиление, то остановись над оным. Ибо тогда Ангел-Хранитель молится с тобою».

Если же в душе буря, а в сердце — страсти и ум кичливо надмевается, тогда Ангел-Хранитель покидает человека и вместо него подступает демон. Тогда без замедления надо звать на помощь Ангела-Хранителя и стараться не допускать подобного в дальнейшем. Для того чтобы не порывать общения с Ангелом-Хранителем, необходимо ежедневно молиться ему, утром, при пробуждении от сна, и вечером, при отходе ко сну, читая положенные православной Церковью молитвы, а также и канон Ангелу-Хранителю.

Святые угодники Божьи описывают Ангела-Хранителя как дивного светозарного юношу в длинных белоснежных ризах, опоясанного по груди крест-накрест диаконской лентой — орарем, и с двумя могучими крылами за спиной. Говорят, что никто не может, пребывая в теле, лицезреть своего Ангела, такой божественной славы и величия исполнены небожители.

Впрочем, Церковью дано замечательное средство общения с нашим небесным наставником — молитвенный канон ангелу-хранителю. Если душа имеет милость у Господа, то ангел-хранитель удостаивает ее беседы, много просвещает ее ведением тайн загробного мира, а главное, своим светоносным мечом защищает от темной силы, демонов, которые еще не теряют надежды, если уличат душу в нераскаянных грехах, завладеть ею.

Человек принявший таинство крещения имеет своей защитой Ангела-Хранителя, но с противной стороны орудует и некоторый демон, который постоянно пытается вредить человеческой жизни. Находясь между защитником и противником, человек сам собою делает одного сильнее другого. Добрый ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо, но если человек принимает сторону доброго ангела, то с помощью благодати, он легко побеждает падшего духа.

По смерти человека, Ангел-Хранитель разрывает связь души и плоти, и вместе с душою направляется в небесные обители. После отпевания и погребения тела усопшего по православному обычаю, ангел-хранитель повелевает душе начать восхождение к Престолу Божьему. Целых сорок дней по земному исчислению времени продолжается таинственное и страшное путешествие, которое никому из христиан не удалось бы пройти благополучно, если бы не покрывающая и защищающая их благодать Господня.

Ангел-Хранитель был и у Богочеловека (Мф.4:11). Когда говорится о почитании ангелов, имеется в виду не служение Ангелам, как Богу, а почитание ангелов в том же смысле, в каком говорится о почитании святых, икон и священных предметов.

Ангелы свидетельствуют на небе о добрых делах праведников и беззакониях грешников, а на втором Суде предстанут свидетелями наших деяний, выступят в роли защитников или обвинителей. Ангелы имеют сострадание к грешнику, но их сострадания имеют пределы, за которыми их милосердие превращаются в негодование. Ангелы ведут те небесные записи, которые послужат основой для вынесения окончательного суда над каждой личностью.

На небесах хранятся общие свитки:

  • книга жизни, в которую внесены имена праведников;
  • книга памяти, содержащая имена тех, кто стоит на пути праведной жизни.

Святой Исаак Ниневийский пишет: «Что мы скажем о множестве пустынников и странников и истинных монахах, которые превратили пустыню в населенную землю и место пребывания Ангелов, которые посещали их по причине их достойного образа жизни? Как истинные товарищи, служащие одному Господу, небесные силы смешивались с пустынниками в местах их жительства. И так как они оставили землю и возлюбили небо, как Ангелы, то и ангелы не скрывали себя от их видения. Иногда они поучали их относительно поведения. И они отвечали на задаваемые им вопросы относительно других вещей. Иногда Ангелы указывали им путь, когда они блуждали по пустыне. Иногда они освобождали их от искушений. Иногда они спасали их от сети опасности, которая внезапно, без того чтобы они предвидели это, угрожала им (например, от какой-нибудь змеи или от падения со скалы, или от камня, который внезапно падал с большой силой с высоты). Иногда также во время нападения и открытой борьбы с сатаной Ангелы обнаруживали себя явно и ясно возвещали им, что они были посланы с целью помочь им и подбодрить их своим словом. Иногда также они лечили их болезни и исцеляли повреждения, которые случались с ними по той или иной причине, прикосновением своих рук. Иногда же, словом или внезапным прикосновением руки, они сообщали их телам, ослабленным воздержанием от всякой пищи, сверхъестественную силу, прибавляя неким тайным образом силу их ослабленной природе. Иногда они приносили им пищу, теплый хлеб и маслины, а некоторым из них различные плоды. Другие были осведомлены относительно времени их смерти. А как длинно было бы перечисление дел, относящихся к любви святых Ангелов к нашему роду и касающихся заботы, проявленной ими по отношению к праведникам, как старших братьев, которые покровительствуют и помогают младшим. Все это делает ясным для каждого, как близок Бог к Своим друзьям и как много Он заботится о тех, кто вверяет свою жизнь в Его руки и следует за Ним с чистым сердцем».

День Ангела — это день памяти (празднование) святого, чье имя носит христианин. Этот святой является небесным покровителем христианина и к Ангелу-Хранителю не имеет никакого отношения, хотя небесный покровитель может опекать христианина не менее, чем сам Ангел-Хранитель и все зависит от самого христианина.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв